Крутые повороты истории. По какому пути могла бы пойти Формула 1 в середине прошлого века.

Поделиться

sigma_1.jpg

Пригород Турина, музей Pininfarina и на носу его юбилей. 80 лет это не шутки. Поэтому и экспозиция будет особенная. Сплошная футуристика и вызов всем законам физики. Но помимо кричащих и вызывающих моделей, от которых начинают блестеть глаза юнцов, есть и кое что получше. Что – то с запахом Бордо 1960-го года. Что-то от чего и почтенные мужи в изумлении открывают рот, и застывают в скромном  уголке выставки. В загашниках итальянских автомобильных дизайнеров хранится много прелюбопытных экземпляров. Но сегодня на дегустацию ценителям выставлена она. Sigma!

sigma_2.jpg

Модель, которой было по силам перевернуть всю историю гонок Формулы 1.  Но что, же пошло не так?

И так, Sigma. А может Enigma? Загадка? Возле каждой машины в музее стоит табличка с внушительным текстом об истории создания и успехах модели. А у нашей героини только имя. И больше ничего. Отчего же так, ведь этой скромной красотке на роду было написано устроить настоящую революцию в мире мощных и громких моторов.

И не только в плане скорости, аэродинамики, мощности. Отнюдь.
По уровню безопасности пилота, Sigma опережала запросы человечества на десятилетия вперед. Впрочем, в те временя безопасность мало кого заботила. Большая война закончилась, призрак будущей и холодной только начинал маячить где-то вдалеке. Мир расцветал и стремился все быстрее и выше и дальше, уверовав в собственное бессмертие.

Безопасность была признана атавизмом. Ведь что может случится в этом новом дивном мире? Джек Стюарт в своей автобиографии очень подробно и скрупулезно описал, что же может произойти, когда человек забывает о том, что он несовершенен.

sigma_3.jpg

1966 год, Спа-Франкошрам и невероятный полет под каплями дождя. Полет болида со скоростью почти 300 км\ч, полет навстречу телеграфному столбу. И его окончание. Жуткое, исковерканное, в придорожной канаве и вишенкой на торте выступает пробитый топливный бак, а авансценой стена бушующего пламени.
Стюарту повезло. Наверное, он родился не в рубашке даже, а сразу в гоночном шлеме.

Нет, это не сломало его. Но это его изменило. Джек Стюарт стал оголтелым приверженцем безопасности. Он стал тем, кто кричал «Волки!» и он не лгал.
Что может сделать один человек против сотен тысяч?  Практически ничего. Никто не слушал старину Джеки. Никто не воспринимал его опасения всерьез до тех пор, пока итальянец Лоренцо Бандини не вспыхнул словно факел, бросая вызов праздничным огням Монако. Спустя несколько дней он потух в госпитале. Ожоги несовместимые с жизнью…

Вы думаете он был один такой этот Лоренцо? Нет. Статистика неумолима. Каждый восьмой этап в конце 60 годов прошлого века заканчивался гибелью пилота.

И Джек Стюарт был услышан. В те времена железо стоило дешевле человеческой жизни.
Ferrari – неповоротливый индустриальный монстр, делающий быстрые и юркие машины, не смог быстро переключится на проблему. Но к чести автогиганта, он нашел ресурсы, чтобы помочь молодой дизайнерской компании Pininfarina.

Говорят Энцо Феррари, лично проследил, чтобы в мастерски Pininfarina были безвозмездно доставлены все комплектующие необходимые для сборки действующего болида Ф1. Взамен он получил заверения того, что машины станут значительно безопасней.

До сих пор неизвестно знали ли об этой инициативе большие ребята из FIA или конкуренты, но доподлинно известно, что отцом Sigma стал Паоло Мартин. Человек, который до этого не имел никакого опыта в проектировании гоночного автомобиля, впрочем, Sigma стала и последним его опытом в этой области.
Уже потом Паоло вспоминал:- «До начала работ, я вообще был не в курсе того, что из себя представляет Формула 1. Для меня это был просто вызов. Вызов за то, чтобы отстоять честь нашей компании».

Работы начались 1968 году и за рабочее название прототипа была выбрана Sigma, где заглавная S означала «safety» - безопасность. К сожалению, это все, что достоверно известно о разработке. Нет никаких других источников информации, проливающих свет на процесс создания прототипа, кроме книги Мартина Пининфарино. Можно быть уверенным только в одном, решения полученные в ходе работ над машиной, опередили инженерную мысль на десятилетия.

Были проработаны все мелочи, способные хоть на сотую долю процента, но увеличить живучесть пилота на трассе. Даже раскраске болида было уделено пристальное внимание.
Желтый и зеленый. С добавлением флуоресцента, дабы улучшить видимость машины в непогоду. Правда раскраска не прижилась. Бренды спонсоров, наклеенные на корпус, и по сей день важнее жизни пилотов. Но, габаритный фонарь, закрепленный на корме, для гонок в условиях тумана пришелся к месту.

sigma_4.jpg

Краски и фонарики -  все это  «Trinkets and Baubles» как говорят англичане. Основным достижением, безусловно, стала противопожарная система. Британцы из Graviner, известные разработками для флота и авиации, приняли вызов и разработали уникальную систему пожаротушения. Разбрызгиватели, шланги, гидравлика и о чудо! Датчик на приборной панели, сигнализирующий пилоту о том, что его машина в огне.
Тогда же начались и разработки так называемой «ячейки безопасности» или кокона для пилота. Усиленные рамы и новые материалы. Ребята из Pininfarina задали вектор развития в области создания безопасного пространства.

А семиточечная система ремней безопасности. 20 лет прошло до того момента, когда она начала использоваться повсеместно. И все это так же заслуга итальянского дизайнерского бюро. Речь даже не идет о таких вещах, как внешние топливные баки или система поддержки головы водителя.

Чемпион мира Эмерсон Фиттипальди, двукратный, надо заметить, так отзывался о проекте: - «Sigma была просто невероятной сама по себе. Это было детище  очень увлеченных людей, и она, безусловно, заслуживала пристального внимания. К ней присматривались и команды и пилоты, ведь вопрос безопасности к концу 70-х годов стоял очень остро».

Но если все было так радужно и прекрасно, почему прототип до сих пор пылится в невзрачном музейном углу.
Все дело в том, что Sigma была настолько инновационной, что повергала бюрократов от FIA в благоговейный ужас. Она не соответствовала ни одному регламенту, она не подходила не по одному стандарту. Это был космос и будущее, как оно есть.
Но последний гвоздь в крышку был, как ни удивительно, от Ferrari. Компания завила, что не заинтересована в дальнейшей реализации проекта.

Печальный итог, невероятной истории. Икару не дано долететь до солнца, ведь его крылья куются на земле, а все что делается на земле, должно быть посчитано, учтено и строго регламентировано.
Однако в этой истории нет место печали и унынию. Наработки, использованные при создании Сигмы, не были забыты и получили дальнейшее развитие.

У нас не было бы неба без братьев Райт, у нас не было бы столько внимания к безопасности пилотов без Sigma.